Ненасильственное общение. Теория и практика

Ненасильственное общение Маршалла Розенберга (ННО)

  • Что такое ННО?
  • Суть ненасильственного общения
  • Основные компоненты ННО

Понятие ННО и его использование в общение

Коммуникация – одна из самых важных сторон жизнедеятельности общества, и потому, та информация которую мы хотим донести до другого человека должны быть максимально простой, ясной и четкой, в результате чего вероятность того, что мы хотим получить, возрастает в разы. И в этом помогает нам ННО. Ненасильственное общение (ННО) – это популярный метод разрешения конфликтов, в основе которого объективные факты и конкретика. И хотя ННО часто используется в психологии отношений и политических переговорах, это также инструмент мышления, который может помочь вам улучшить навыки общения, будь то с семьей, друзьями и коллегами. Освоив их, в результате вы можете получить: улучшенное понимание и осуществление своих потребностей, повышенное сочувствие и отзывчивость к другим и самому себе; а также близкие, более глубокие отношения.

Теория ненасильственного общения было разработано американским психологом Маршаллом Розенбергом. Еще ребенком он заметил, что есть люди, которые радуются чужим несчастьям, боли, поражениям, но есть и другие, которые счастливы от возможности искренне помочь другим людям, проявить сострадание. После получения кандидатской степени по психологии он около года самостоятельно изучал сравнительное религиоведение, что послужило основой его метода.

Изучая факторы, влияющие на нашу способность сочувствовать другим, я был поражен важностью роли языка и того, как мы его используем. И я выявил определенный подход к общению, то есть к речи и ее восприятию, который позволяет нам говорить от всего сердца, проложить путь к душе другого человека и высвободить нашу природную способность к сопереживанию.

Маршалл Розенберг.

Впервые Маршалл Розенберг использовал техники ННО в 1960-х при проведении тренингов по развитию навыков общения в рамках программ, финансированных из федерального бюджета США. В 1984 году он основал Центр Ненасильственного общения, который с тех пор вырос в некоммерческую организацию международного уровня.

Маршалл Розенберг и тренеры Центра ННО проводили и проводят обучение Ненасильственному Общению в более чем 20 странах мира — для дипломатов, государственных служащих, сотрудников образовательных учреждений, менеджеров корпораций, родителей, военных, миротворцев, заключенных. Доктор Розенберг инициировал мирные программы и сам лично участвовал как посредник в переговорах в горячих точках на Ближнем Востоке, Сьерра Леоне, Хорватии и Руанде.

О методе Ненасильственного Общения

Метод Ненасильственного Общения определяется как язык сострадания и, предлагает нам инструменты для более эффективной и позитивной коммуникации, а также для духовной практики.

Технология ННО помогает нам научиться понимать себя в первую очередь, осознавать, что заставляет нас реагировать определенным образом на жизненные ситуации, высказывания и поведение других людей по отношению к нам, взять ответственность за наши реакции. А также по-новому выражать себя, слышать других и разрешать конфликтные ситуации, фокусируя свое сознание на том, что мы наблюдаем, чувствуем, в чем нуждаемся и о чем просим.

ННО основано на фундаментальном принципе, что все человеческие действия вызваны потребностями, которые люди стремятся удовлетворить. Понимание и признание этих потребностей помогает создать определенный уровень душевной близости между людьми, ведет к сотрудничеству, а, если говорить более глобально, к миру.

Метод ННО прост. Согласно принципам ННО нужно научиться в первую очередь выражать свои собственные чувства и потребности и, во-вторых, эмпатически слышать чувства и потребности других людей.

Сложность заключается в том, что эти действия радикально отличаются от тех, к которым мы привыкли обращаться во время конфликта: обвинять, обижаться, избегать обсуждения ситуации, вести себя грубо и агрессивно, унижать и смеяться над другими. Это происходит из-за укоренившейся привычки оценивать друг друга.

Основные компоненты ненасильственного общения

К основным компонентам ННО относят:

  • наблюдения;

  • чувства;

  • потребности;

  • просьбы.

На основе этих четырех составляющих и выстраивается концепция ННО, при этом с одной стороны, мы честно и открыто самовыражаемся, а с другой, эмпатически принимаем аналогичные элементы общения от нашего партнера.

Удержание в центре внимания своих потребностей и ценностей, которые нам важно удовлетворить, так же, как и уважение к соответствующим потребностям наших собеседников и оппонентов, делает общение осмысленным и зрелым. Фокус на желаемом результате и конкретных действиях, в результате которых обе стороны были бы удовлетворены и в выигрыше, помогает направлять процесс общения в нужную сторону.

Теперь давайте рассмотрим каждый из элементов ненасильственного общения в деталях.

1. Безоценочное наблюдение.

Первая ступень на пути к ННО – это научиться видеть ситуацию такой, какая она есть. Под этим подразумевается называние конкретных действий, слов или проявлений нашего партнера по общению, которые вызывают у нас какую-то реакцию или эмоциональный отклик. При этом важно указывать на определенное действие или поведение и быть в высшей степени конкретным, особенно если мы связываем это с нашими собственными эмоциями. Примеры:

  • «Когда ты не отвечаешь на мои сообщения и не выходишь на связь, я испытываю грусть и растерянность».

  • «Мне становится страшно и тревожно, когда я слышу намеки на увольнение от Вас. Что Вы имеете в виду, когда говорите, что те, кто не справляется с работой достаточно хорошо, будут уволены?»

  • «Я очень счастлива и благодарна, что ты проводишь этот день со мной, и ты все это организовал для меня».

Такие четкие и однозначные определения наблюдаемого поведения собеседника помогают избежать частых «грехов» общения:

  • Обобщений и абсолютных категорий («Ты всегда…», «Каждый раз ты….», «От тебя не дождешься…» и т.п.)

  • Оценок и ярлыков («Ты такой ненадежный», «Какая ты эгоистка!» и пр.)

  • Личных мнений, с которыми можно поспорить, или недостаточно аргументированных заключений («Ты слишком доверчива», «Нехорошо так поступать с друзьями», «Вы меня игнорируете» и пр.)

Как можно видеть, наблюдения тесно связаны с чувствами и эмоциями – вторым компонентом ненасильственного общения.

2.Чувства

Второй шаг ННО – описать эмоцию, которую вызвало это конкретное наблюдение. Ясное выражение наших чувств – важный шаг ННО, поскольку он помогает слушателю сочувствовать нам и быть более отзывчивыми к нашим желаниям. Если «чувства» выражены как мысли или ожидания, часто они могут быть интерпретированы как оценка чужих действий (или их отсутствие). В русском языке распространены фразы вроде «мне кажется», которые часто используются фигурально, не выражая по-настоящему чувств говорящего. Мы должны выражать свои эмоции и переживания в виде Я-высказываний. Это важно – мы не перекладываем ответственность за свои чувства и эмоции на другого человека, а только доносим нашу честную эмоциональную реакцию.

Точно выраженные чувства, в понимании Розенберга, – это именно наши истинные эмоциональные состояния. Здесь нужно уметь распознавать и отличать эмоции, то есть иметь навык осознавания и дифференциации эмоций, а также быть способным проявить искренность и некоторую уязвимость. К тому же, чувства необходимо уметь отличать от мыслей и интерпретаций чужого поведения, например:

Для помощи с называнием чувств автор предлагает список прилагательных, передающих чувства и эмоции.

Когда мои потребности удовлетворены:
Наполненность, изумление, бодрость, спокойное довольство, любопытство, восторг, энтузиазм, взволнованный, благодарность, счастье, надежда, заинтересованность, радость, облегчение, отдых, удовлетворение, удивление, растроганность/умиление.

Когда мои потребности не удовлетворены:

Скованность, боязнь/опасение, тревога, озабоченность, обеспокоенность/растерянность, замешательство, отчаяние, разочарование, страх, беспомощность, сомнение колебания, безнадежность, одиночество, боль, грусть, печаль, напряжение, беспокойство.

3. Потребности

Данная часть ненасильственного общения открывает то, что скрывается за нашими чувствами и эмоциональными реакциями, и показывает то, что нам важно получать и чего мы ждем от собеседника. Как и с чувствами, здесь часто нужно потренироваться, чтобы приобрести навык осознавания своих потребностей и умение видеть, какие из них не удовлетворены и вызывают эмоциональный отклик.

С другой стороны, наши эмоциональные потребности могут быть неясны и неочевидны нашим собеседникам, и зачастую, когда мы сообщаем им лишь о наших чувствах и состояниях, они не понимают, чего именно мы от них хотим. Потому необходимо связывать свои эмоции и переживания со своими потребностями (например, «Мне грустно, потому что мне важно, чтобы…», «Я бы хотела, чтобы…»)

Список потребностей, составленный Эвой Рамбала:

Связь: принадлежность, забота, сотрудничество, воодушевление, обратная связь (празднование или горевание), дружба, интимность, восстановление, поддержка, нежность, понимание.

Развитие: приключения, вызов, креативность.

Значимость: ясность, внесение вклада/участие.

Целостность: любовь, принятие себя, самовыражение/самореализация.

Жизнеобеспечение: воздух, здоровья, жидкость, движение, физическая безопасность, отдых, чувственность, сексуальное самовыражение.

Наслаждение жизнью: красота, комфорт, лёгкость, эмоциональная безопасность, веселье, гармония, мир, игра/забава, простота, стабильность.

Автономия: равные возможности, свобода, взаимное уважение, пространство.

Насколько важны и универсальны эмоциональные потребности людей, настолько часто это измерение человеческого взаимодействия упускается из виду. Обычное общение далеко не всегда затрагивает этот пласт, привычное дело – коммуникация «мимо» потребностей, «мимо» того, что участники общения хотят на самом деле.

Общение, уводящее нас от потребностей и от их удовлетворения, – это:

  • моралистические суждения (правильно-неправильно, хорошо-плохо);
  • сравнение;
  • отрицание собственной ответственности;
  • критика и осуждение, обвинения других;
  • диагнозы, вердикты и интерпретации мотивов, качеств, поведения, чувств других.

Отсюда вытекает важное напоминание, некий лайфхак: во время любого общения, и особенно в случаях, когда начинают закипать эмоции и подниматься привычные шаблонные фразы и паттерны, нужно держать фокус на том, что вам важно в этой коммуникации и в чем вы нуждаетесь. Полезные вопросы, которые следует держать в голове:

  • «Что мне важно в этой ситуации?»

  • «Какую свою потребность, какую свою ценность мне важно удовлетворить?»

  • «Что я хотел бы получить в результате общения, какой результат или развитие событий меня бы удовлетворили?»

В то же время необходимо помнить, что общение – это двусторонний процесс, и у нашего собеседника есть свои эмоциональные потребности. Важно уметь держать внимание и на своих ценностях и нуждах, и на потребностях другой стороны – еще один навык, которому стоит научиться. Такая способность видеть суть и вычленять ключевое делает нас необычайно проницательными и дает огромные преимущества.

Во-первых, мы в состоянии добиться удовлетворения собственных потребностей, если мы их определили и уделили им внимание. А во-вторых, мы помогаем другому человеку услышать себя, лучше понять свой внутренний мир и эмоциональные потребности, и затем дать ему то, что ему важно, что и превращает нас в очень компетентных и мощных коммуникаторов.

Именно внимание к потребностям позволяет проявлять эмпатию, которой Маршалл Розенберг уделяет значительное место в своем методе. О ней стоит сказать больше в рамках эффективной коммуникации.

Эмпатия

В определении самого Розенберга, эмпатия – это «уважительное понимание того, что переживают другие; это опустошение ума и слушание всем своим существом». Несмотря на некоторую размытость определения, оно соответствует тому, что мы и называем эмпатией – способность понять, что чувствует и переживает другой человек, сопереживать и сочувствовать.

В понимании автора, ключевой момент эмпатии – присутствие. Это гораздо больше, чем интеллектуальное понимание, когда мы сухо и безэмоционально делаем выводы: «Ему грустно», «Она испытывает чувство вины» и пр. Маршалл Розенберг призывает читателей именно к эмпатии. «Уделяйте больше внимания тому, в чем люди нуждаются, а не тому, что они думают», ­– ­пишет автор.

И конечно, применять эмпатию необходимо и к себе: к собственной боли, негативным и неприятным эмоциям, стыду, осуждению себя за прошлое и за поступки, мстительности и желанию наказать или причинить боль, а также к любым другим проявлениям своих неудовлетворенных потребностей. Проявление эмпатии к себе и прощение себя помогают относиться с большим пониманием и сочувствием к другим.

4.Просьба

Для того, чтобы наше послание было законченным и эффективным, после того, как мы сформулировали свои чувства и потребности, нам нужно сообщить о том, что мы желаем получить от своего партнера по коммуникации. Озвучивайте конкретные просьбы, чтобы удовлетворить выявленные потребности. Просите четко и конкретно удовлетворить вашу текущую потребность, а не используйте намеки и не озвучивайте только то, чего вы не хотите. Чтобы просьба была именно просьбой, а не требованием, у человека должна быть возможность ответить вам отказом или предложить альтернативу. Только вы должны нести ответственность за удовлетворение собственных потребностей и позволять человеку нести ответственность за свои потребности.

В кратком формате четыре ступени ННО можно представить следующим образом:

1.Наблюдайте за фактами – замечайте конкретные факты, которые влияют на ваше благосостояние, и обсуждайте их;

2.Подмечайте чувства – рефлексируйте над тем, что конкретно вы чувствуете в ответ на увиденное, и донесите эти чувства до собеседника;

3.Выясните потребности – обозначьте потребности, желания и ценности, которые вызывают в вас эти чувства, и объясните их;

4.Обратитесь с просьбой – просите о конкретных вещах, чтобы разрешить проблему;

Использование данных шагов может значительно сгладить общение, даже в ситуациях, где нет очевидного конфликта. Это учит нас обращать внимание на то, что другие люди (и мы тоже) подмечают, чувствуют или хотят, без примеси субъективных суждений.

Упражнения по развитию навыков ненасильственного общения

Упражнение 1

Наблюдение или оценка?

Отметьте в приведенных утверждениях те, которые являются наблюдением без примеси оценки.

  1. Позавчера Джон сердился на меня безо всякой причины.
  2. Вчера вечером Нэнси грызла ногти, когда смотрела телевизор.
  3. На совещании Сэм не стал спрашивать моего мнения.
  4. Мой отец – хороший человек.
  5. Дженис слишком много работает.
  6. Генри агрессивен.
  7. Всю эту неделю Пэм каждый день стояла первой в ряду.
  8. Мой сын часто не чистит зубы.
  9. Люк сказал мне, что в желтом я плохо выгляжу.
  10. Когда я разговариваю с тетей, она только и делает, что жалуется.

Ответы к Упражнению 1

  1. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что «без причины» – это оценка. Кроме того, я считаю оценкой утверждение, что Джон сердился. Возможно, он плохо себя чувствовал, был напуган или грустил. Наблюдение без оценки могло бы выглядеть так: «Джон сказал мне, что сердился» или «Джон стучал кулаком по столу».

  2. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: это – наблюдение, не смешанное с оценкой.

  3. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: это – наблюдение, не смешанное с оценкой.

  4. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что «хороший человек» – это оценка. Наблюдение без оценки могло бы выглядеть так: «Мой отец двадцать пять лет отдавал на благотворительность десятую часть своей зарплаты».

  5. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что «слишком много» – это оценка. Наблюдение без оценки могло бы выглядеть так: «На этой неделе Дженис провела в офисе больше 60 часов».

  6. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что «агрессивен» – это оценка. Наблюдение без оценки могло бы выглядеть так: «Генри ударил сестру, когда она переключила телевизор на другой канал».

  7. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: это – наблюдение, не смешанное с оценкой.

  8. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что «часто» – это оценка. Наблюдение без оценки могло бы быть: «Дважды на этой неделе мой сын не чистил зубы на ночь».

  9. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: это – наблюдение, не смешанное с оценкой.

  10. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что «жалуется» – это оценка. Наблюдение без оценки могло бы выглядеть так: «На этой неделе тетя трижды звонила мне и каждый раз говорила о том, что другие люди вели себя с ней не так, как ей хотелось».

Упражнение 2

Выражение чувств?

  1. Я чувствую, что вы меня не любите.
  2. Мне грустно, потому что вы уезжаете.
  3. Я чувствую страх, когда вы так говорите.
  4. Когда вы не здороваетесь со мной, я чувствую, что меня игнорируют.
  5. Я счастлив, что вы сможете приехать.
  6. Вы отвратительны.
  7. Я чувствую, что вы задели меня.
  8. Я чувствую, что меня неправильно поняли.
  9. Мне хорошо от того, что вы сделали для меня.
  10. Я – бездарность.

Ответы к Упражнению 2

  1. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я не считаю, что фраза «вы меня не любите» – это выражение чувства. По- моему, это выражает то, что думает собеседник о чувствах другого человека, а не о своих. Всякий раз, когда слова «я чувствую» сопровождаются словами «я», «вы», «он», «она», «они», «это», «что», «как» или «как будто», – то, что следует за ними, я вообще не рассматриваю как эмоцию. Пример выражения чувств мог бы звучать так: «мне жаль» или «мне больно».

  2. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: здесь выражаются чувства.

  3. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: здесь выражаются чувства.

  4. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я не считаю, что фраза «меня игнорируют» – это выражение чувства. По- моему, это выражает то, что думает собеседник о другом человеке, а не то, что он чувствует. Выражение чувства могло бы звучать так: «Когда вы не здороваетесь со мной в дверях, я чувствую себя одиноко».

  5. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: здесь выражаются чувства.

  6. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я не считаю, что фраза «вы отвратительны» – это выражение чувства. По- моему, это выражает то, что думает собеседник о другом человеке, а не то, что он чувствует. Выражение чувства могло бы звучать так: «Я чувствую отвращение».

  7. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я не считаю, что фраза «вы задели меня» – это выражение чувства. По-моему, это выражает то, что думает собеседник о действиях другого человека, а не то, что он чувствует. Выражение чувства могло бы звучать так: «Я очень зол на вас».

  8. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я не считаю, что фраза «неправильно поняли» – это выражение чувства. По- моему, это выражает то, что думает собеседник о действиях другого человека, а не то, что он чувствует. Выражение чувства в этом случае могло бы звучать так: «Я расстроен» или «Я обескуражен».

  9. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: здесь выражаются чувства. Однако слово «хороший» слишком расплывчато для передачи эмоций. Обычно эти же эмоции можно выразить другими словами, например: «я испытываю облегчение», «удовлетворение» или «воодушевление».

  10. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я не считаю, что слово «бездарность» – это выражение чувства. По-моему, это выражает то, что думает собеседник о себе, а не то, что он чувствует. Пример выражения чувства мог бы звучать так: «Я чувствую сомнения в своих талантах» или «Я чувствую себя несчастным».

Упражнение 3

Подтверждение потребностей

  1. Меня раздражает, когда вы оставляете документы компании в зале заседаний.
  2. Я сержусь, когда говорю с вами, – я хочу уважения, а ваши слова звучат для меня как оскорбление.
  3. Я злюсь на твое опоздание.
  4. Мне очень жаль, что ты не придешь на ужин, я надеялся, что мы проведем вечер вместе.
  5. Я разочарован: вы пообещали это сделать и не сделали.
  6. Я подавлен тем, что мне не дали желанного повышения по службе.
  7. Иногда высказанное кем-то замечание сильно меня задевает.
  8. Я счастлив, что вы получили эту награду.
  9. Мне страшно, когда ты кричишь.
  10. Я признателен вам за то, что подвезли меня, — мне нужно было вернуться домой раньше детей.

Ответы к Упражнению 3

  1. Меня раздражает, когда вы оставляете документы компании в зале заседаний. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Мне кажется, это утверждение подразумевает, что за чувства говорящего отвечают действия другого человека. Здесь не показана та потребность или мысль, которая стоит за высказанным раздражением. Желая их выразить, можно было бы сказать так: «Меня раздражает, когда вы оставляете документы компании в зале заседаний, потому что я хочу, чтобы наши документы всегда были в сохранности и под рукой».

  2. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: собеседник признает ответственность за свои чувства.

  3. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Желая выразить потребности и мысли, лежащие в основе этих чувств, можно было бы сказать так: «Я злюсь на твое опоздание: я рассчитывал, что мы успеем купить билеты в первый ряд».

  4. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: собеседник признает ответственность за свои чувства.

  5. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Желая выразить потребности и мысли, лежащие в основе этих чувств, можно было бы сказать так: «Вы пообещали сделать – и не сделали; я разочарован, потому что предпочел бы иметь возможность полагаться на ваше слово».

  6. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: собеседник признает ответственность за свои чувства.

  7. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Желая выразить потребности и мысли, лежащие в основе этих чувств, можно было бы сказать так: «Иногда выказанное кем-то замечание сильно меня задевает, потому что я хочу высокой оценки, а не критики».

  8. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Желая выразить потребности и мысли, лежащие в основе этих чувств, можно было бы сказать так: «Я счастлив, что вы получили эту награду: я надеялся, что ваш вклад в проект получит должное признание».

  9. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Желая выразить потребности и мысли, лежащие в основе этих чувств, можно было бы сказать так: «Когда ты кричишь на меня, мне страшно, потому что я начинаю думать, что кто-то может пострадать, а мне нужно знать, что мы в полной безопасности».

  10. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: собеседник признает ответственность за свои чувства.

Упражнение 4

Выражение просьбы

  1. Я хочу, чтобы вы меня поняли.
  2. Я хотел бы, чтобы вы высказали свою оценку одной моей работы.
  3. Я хотел бы, чтобы ты был более уверен в себе.
  4. Я хочу, чтобы ты бросил пить.
  5. Я хочу, чтобы ты позволил мне быть собой.
  6. Я хотел бы, чтобы вы были честны со мной относительно вчерашней встречи.
  7. Я хочу, чтобы ты ехал с дозволенной скоростью.
  8. Я хотел бы узнать вас лучше.
  9. Я хотел бы, чтобы вы уважали мое право на личное пространство.
  10. Я хотел бы, чтобы ты чаще готовила ужин.

Ответы к Упражнению 4

  1. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что слово «поняли» не дает ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хочу, чтобы вы сказали мне, что сейчас услышали от меня».

  2. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: утверждение ясно выражает то, что просит собеседник.

  3. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что слова «уверен в себе» не дают ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хотел бы, чтобы ты прошел курс терапевтического тренинга, который, я уверен, увеличит твою веру в себя».

  4. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что слова «бросить пить» не дают ясного определения действия, а скорее сообщают, чего собеседник не должен делать. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хочу, чтобы ты сказал мне, какие твои потребности удовлетворяет алкоголизм, и чтобы ты обсудил со мной другие способы удовлетворить эти потребности».

  5. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что слова «позволил мне быть собой» не дают ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хочу, чтобы ты пообещал мне, что не расстанешься со мной – даже если я сделаю что-то, что тебе не понравится».

  6. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что слова «быть честным со мной» не дают ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хочу, чтобы вы рассказали мне, что вы чувствуете относительно моих действий и что с вашей точки зрения я мог бы сделать по- другому».

  7. Если вы отметили этот пункт, я с вами согласен: утверждение ясно выражает то, что просит собеседник.

  8. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что это заявление не дает ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хотел спросить, не согласитесь ли вы обедать со мной раз в неделю».

  9. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что слова «уважали мое право на личное пространство» не дают ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хотел бы, чтобы вы стучали в дверь, прежде чем войти в мой кабинет».

  10. Если вы отметили этот пункт, я с вами не согласен. Я считаю, что слова «чаще» не дают ясного определения действия. Вместо этого можно было бы сказать так: «Я хотел бы, чтобы ты сама готовила ужин вечером по понедельникам».

Упражнения. 5

Отличие приема с эмпатией от приема без эмпатии

Чтобы определить, насколько вы способны видеть, есть в общении эмпатия или нет, пожалуйста, отметьте те утверждения, в которых человек Б отвечает эмпатически на то, что происходит с человеком А.

1. Человек А: Как я мог быть таким дураком?

Человек Б: Все несовершенны; ты слишком суров к себе.

2. Человек А: Если бы меня спросили, я бы сказал, что всех этих иммигрантов надо отправить туда, откуда они пришли.

Человек Б: Вы действительно думаете, что это решило бы что- нибудь?

3. Человек А: Ты не Бог!

Человек Б: Ты расстроен, потому что хочешь, чтобы я признал, что могут быть другие интерпретации этого вопроса?

4. Человек А: Я думаю, что вы принимаете меня как нечто само собой разумеющееся. Интересно, как бы вы справились без меня.

Человек Б: Это не так! Я не считаю, что вы – нечто само собой разумеющееся.

5. Человек А: Как вы только могли сказать мне такое?

Человек Б: Вы чувствуете себя задетым тем, что я сказал?

6. Человек А: Я ужасно злюсь на мужа. Его никогда нет рядом, когда он нужен.

Человек Б: Вы считаете, ему нужно чаще быть рядом с вами?

7. Человек А: Я так тяжело хожу, что сам себе отвратителен.

Человек Б: Возможно, бег трусцой вам помог бы.

8. Человек А: У меня все нервы ушли на свадьбу дочери. Семья жениха совсем не помогает. Каждый день у них новые планы.

Человек Б: Значит, вы озабочены тем, как все устроить, и были бы рады, если бы ваши будущие родственники больше знали о тех сложностях, которые создает для вас их нерешительность?

9. Человек А: Когда мои родственники приезжают, не сообщив мне об этом заранее, я чувствую, что стал жертвой оккупации. Точно так же родители когда-то игнорировали мои потребности, и все решали за меня.

Человек Б: Я знаю это ощущение. Я и сам когда-то так себя чувствовал.

10. Человек А: Я разочарован вашей работой. Я хотел, чтобы ваш отдел удвоил производство в прошлом месяце.

Человек Б: Я понимаю, что вы разочарованы, но у нас было очень много людей на больничных.

Ответы к Упражнению 5

  1. Я не стал бы отмечать это утверждение, потому что Человек Б дает утешение, а не принимает с эмпатией то, что высказывает Человек А.

  2. Я вижу, что Человек Б пытается поучать, а не принимает с эмпатией то, что высказывает Человек А.

  3. Если вы отметили этот номер, я с вами согласен: я нахожу, что Человек Б принимает с эмпатией то, что высказывает Человек А.

  4. Я нахожу, что Человек Б отрицает и защищается, а не принимает с эмпатией то, что происходит с Человеком А.

  5. Я нахожу, что Человек Б берет на себя ответственность за чувства Человека А, а не принимает с эмпатией то, что с ним происходит. Человек Б мог бы сказать: «Вы чувствуете себя задетым, потому что предпочли бы, чтобы я согласился сделать то, о чем вы просили?»

  6. Если вы отметили этот номер, я с вами отчасти согласен. Я вижу, что Человек Б воспринимает мысли Человека А. Однако я полагаю, что, когда мы принимаем чувства и выражаемые потребности, а не мысль, между нами возникает более глубокая связь. Поэтому я предпочел бы, чтобы Человек Б сказал: «Значит, вы злитесь на мужа, потому что хотели бы, чтобы он почаще был рядом с вами?»

  7. Я нахожу, что Человек Б дает совет, а не принимает с эмпатией то, что происходит с Человеком А.

  8. Если вы отметили этот номер, я с вами согласен: я нахожу, что Человек Б принимает с эмпатией то, что происходит с Человеком А.

  9. Я нахожу, что Человек Б предполагает, что правильно понял чувства собеседника, и начинает говорить о собственных чувствах, а не принимает с эмпатией то, что происходит с Человеком А.

  10. Я нахожу, что Человек Б начинает с того, что сосредоточивается на чувствах Человека А, но затем смещается к объяснению.

Шаблоны предложений

Иногда готовый шаблон предложения помогает грамотно выразить свои мысли и чувства:

  • «Ты чувствуешь ____, так как тебе нужно ____?» Постарайтесь проявить глубокое сочувствие при заполнении пробелов, чтобы увидеть ситуацию глазами другого человека.

  • «Ты злишься, так как думаешь, что ____?» Злость вызвана мыслями вроде: «Думаю, что ты врешь», — или: «Думаю, что я заслушиваю повышения больше, чем тот сотрудник». Изобличите такую мысль и вам станет понятна скрытая потребность.

  • Фраза: «Мне кажется, что ты чувствуешь ____», — станет еще одним способом выразить сопереживание без прямого вопроса. Такая формулировка показывает, что вы делаете предположение и не пытаетесь анализировать человека или подсказывать ему, что именно он чувствует. Умеренно выражайте ваши мысли о чувствах или потребностях простыми словами вроде: «Не могла бы ты, как насчет, возможно, создается впечатление».

  • Слова: «Вижу, что ____», — или: «Насколько я понимаю, ____», — также позволяют четко озвучить наблюдение и показать человеку, что это именно наблюдение.

  • Фразу: «Я думаю, что ____», — можно рассматривать как способ выразить мысль, которая будет воспринята как мысль, которая может меняться по мере получения новой информации или идей.

  • Вопрос: «Не согласишься ли ты ____?» — позволяет четко выразить просьбу.

  • Вопрос: «Не возражаешь, если я ____?» — дает возможность предложить помощь в попытке удовлетворить выявленную потребность, но при этом человек по-прежнему сам отвечает за свои потребности.

  • Полный шаблон для всех четырех аспектов может иметь такой вид: «Я вижу, что ____. Я чувствую ____, так как мне нужно ____. Ты не откажешься ____?» — или: «Я заметила, что ____. Ты чувствуешь ____, так как тебе нужно ____?», а затем: «Тебе поможет, если я ____?» — или выскажите свои чувства и потребности с последующей просьбой.

Советы

  • Не говорите: «Из-за тебя я чувствую себя ____», «Я чувствую ____, поскольку ты ____», а особенно: «Ты меня нервируешь». Так вы перекладываете ответственность за свои чувства на других людей, а они пропускают этап выявления потребности, которая вызвала ваши чувства. Альтернативный вариант: «Когда ты сделал ____, я почувствовала ____, ведь мне нужно ____». С другой стороны, как сказано выше, если менее очевидная формулировка успешно доносит вашу потребность без перекладывания ответственности на человека за чувства других, то не нужно проговаривать все этапы.

  • Можно самостоятельно использовать четыре основных этапа, чтобы разобраться в потребности и грамотно выбрать образ действий. Например, если вы расстроены, в одном из случаев вы будете склонны поносить себя или других: «Какие же они глупые! Неужели не видно, что их узколобость ставит под угрозу весь проект?» Ненасильственный внутренний диалог может выглядеть так: «Это не убедило других проектировщиков. Не думаю, что они меня услышали. Я расстроен, ведь мне нужно было достучаться до них. Хочу, чтобы они уважали мою работу, услышали мои доводы и приняли мой проект. Как мне этого добиться? Возможно, с другой командой. Также может быть, что мне стоит поговорить с каждым из них индивидуально, в спокойной обстановке. Посмотрим, что из этого получится».

  • Ситуация не всегда требует задействовать все четыре аспекта.

  • Метод ННО выглядит весьма простым, но на практике все бывает гораздо сложнее. Прочитайте книгу, посетите семинары, испробуйте метод в собственной жизни и посмотрите, что и как у вас получится. Совершайте ошибки, анализируйте проблемы и в следующий раз действуйте уже с учетом приобретенного опыта. Со временем ваши действия станут более естественными. Крайне полезно наблюдать за людьми, которые научились успешно применять данный метод. Существует немало информации о ННО помимо четырех основных аспектов: варианты решения конкретных видов трудных ситуаций (дети, супруги, коллеги, уличные шайки, воюющие страны, преступники, наркоманы), более глубокие идеи о потребностях и стратегиях, другие ключевые отличия, разные альтернативы доминированию, выбор между сочувствием другим людям и самому себе, способы самовыражения, культуры с глубоко укоренившимся стилем ненасильственного общения и многое другое.

  • Эмпатия не всегда позволяет понять реальные чувства или потребности человека. Тот факт, что вы слушаете и стремитесь понять человека без критики, осуждений или попыток анализа, советов или споров часто помогает ему говорить открыто, чтобы вы лучше или иначе поняли конкретную ситуацию. Искренний интерес к чувствам и потребностям, которые направляют действия людей, приведет вас к чему-то новому, что невозможно предсказать без соответствующего понимания. Часто будет достаточно поделиться своими чувствами и потребностями, чтобы помочь человеку открыться вам.

  • Приведенные выше примеры и шаблоны являются формальным методом ННО: коммуникация, при которой все четыре аспекта выражены совершенно недвусмысленно. Формальный метод ННО полезен для изучения ННО и в ситуациях с вероятностью недопонимания. В повседневный делах вы скорее будете применять разговорный метод ННО, в котором используется неформальная речь, а способ донесения той же самой информации в значительной мере зависит от контекста. К примеру, если вы находитесь рядом с другом, которому предстоит разговор с начальством после изучения эффективности его работы, можно сказать: «Дима, ты ходишь взад-вперед. Волнуешься?» — вместо более официального и менее естественного: «Дима, когда ты меряешь шагами помещение, мне кажется, что ты волнуешься, так как хочешь остаться на этом месте работы, чтобы все так же иметь возможность удовлетворять свои базовые потребности в виде еды и крыши над головой».

  • Если с вами разговаривают на языке осуждения, оскорблений или доминирования, всегда можно слышать такие слова как выражение неудовлетворенных потребностей человека. «Эй, дубина! Сядь и замолчи!» — это наверняка выражение неудовлетворенной потребности в утонченности и красоты в движении. «Ты просто лентяй и трутень. Только и можешь, что злить меня!» — может быть выражением неудовлетворенной потребности в эффективности или желании получить помощь. Попытайтесь докопаться до истины.

Предупреждения

  • В ННО «потребности» не являются критичными для вашего существования: потребность не будет оправданием для слов: «Ты должен поступить так-то, поскольку мне это нужно».

  • Базовый метод заключается в том, чтобы сначала установить эмоциональную связь и выявить потребности друг друга, а затем найти решение или озвучить причины, по которым вы по-разному смотрите на вещи. Если переходить сразу к решению проблемы или спорам, у человека возникнет чувство, будто его не слушают, или он еще сильнее утвердится в своем мнении.

  • Не пытайтесь спорить с разгневанным человеком. Просто выслушайте его. Когда вы поймете его реальные чувства и потребности, а также покажете ему свое внимание и отсутствие осуждения, он может быть готов выслушать вашу точку зрения. После этого начните искать выход, который будет устраивать обе стороны.

  • Эмпатия не является исключительно механическим процессом. Недостаточно лишь произносить определенные слова. Попытайтесь понять эмоции и потребности человека, увидеть ситуацию его глазами. «Эмпатия — это связь на уровне внимания и сознания. Об этом не говорится вслух».[7] Иногда полезно представить, что бы вы чувствовали в такой ситуации. Читайте между строк: что движет человеком, чем вызваны его поступки или слова?

  • В напряженной ситуации демонстрация сочувствия нередко вызывает новые чувства, чаще всего отрицательные. В таком случае просто не прекращайте сопереживать человеку.

Например, соседка по комнате говорит вам: «Ты положила мой свитер в сушилку и теперь он имеет ужасный вид! Какая же ты недотепа!» В ответ можно проявить эмпатию: «Вижу, что ты расстроена, так как ты думаешь, что я неосторожно обращаюсь с твоими вещами». На это можно получить ответ: «Ты думаешь только о себе!» Продолжайте сопереживать: «Ты злишься, так как ты хочешь получать от меня больше заботы и внимания?»

Полезные ссылки

Книги:

  • Маршалл Розенберг “Язык жизни. Ненасильственное общение”
  • Серена Руст “Если жираф танцует с волком”
  • Тома Д’Ансембур “Хватит быть хорошим”
  • Фритьоф Капра “Паутина жизни”
  • “Говорите точно!”, Алан Пиз, Барбара Пиз
  • “Язык жестов в любви”, Алан Пиз, Барбара Пиз
  • “Переговоры. Полный курс”, Гэвин Кеннеди
  • «Мастерство общения. Как найти общий язык с кем угодно», Пол МакГи
  • «Как разговаривать с кем угодно», Марк Роудз
  • «Странная девочка, которая влюбилась в мозг», Билли Фицпатрик и Венди Сузуки

Видео:

  • КОММУНИКАЦИЯ: лучший универсальный способ- НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ (https://www.youtube.com/watch?v=F6mo-MPveCI )
  • КАК СТАТЬ ДОБРЕЕ: НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ (https://www.youtube.com/watch?v=58qex_Z9VaI )
  • ФОРМУЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮБЫМ ЧЕЛОВЕКОМ. НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ. МАРШАЛЛ РОЗЕНБЕРГ. ННО.

(https://www.youtube.com/watch?v=w1HvEA1AJac )

Статьи: