Креативное мышление. Теория и практика

Креативное мышление. Введение

  • Креативность и творческое мышление

  • Латеральное мышление

  • CRAFT

  • ТРИЗ

  • Развитие четырёх качеств креативности по Гилфорду

  • Метод «Ментальные карты» Тони Бьюзена

  • Теория Грэхема Уоллеса

  • Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп»

  • SCAMPER

Мир сегодня требует быть гибким, чтобы не отставать от прогресса и крепко удерживать свои позиции на рынке, поэтому умение мыслить креативно – это важный навык, который необходим для адаптации в современных реалиях.

Креативность – это такая мышца, которую можно прокачать. Она как компетенция состоит из четырех измеримых атрибутов: оригинальности, скорости, гибкости и детализации. Эти навыки развиваются так же, как и наши мышцы – на тренажере. То есть чем больше мы придумываем, тем лучше навык креативности.

Креативность – это способность нестандартно мыслить, действовать нешаблонно, создавать новое, аккумулировать идеи. В России этот термин прижился благодаря специалистам по маркетингу, которые подразумевали под ним возможность создавать оригинальные идей для продвижения товара. Позже иностранный термин закрепился в психологии и вошел в повсеместный обиход.

В широком смысле под креативностью понимается творческое начало, умение находить новые образы, идеи, нестандартно решать типовые задачи.

Определенные умения и особенности характера говорят о творческом потенциале человека. Решительность, сообразительность, умение рисковать, широкий кругозор – все эти качества свойственны креативному человеку.

К другим параметрам относят:

нестандартность, оригинальное решение задач;

способность выдавать много идей за короткий промежуток времени;

гибкость мышления и действий;

развитое образное представление;

использование метафор и ассоциаций;

внимательность – нахождение противоречий и необычных элементов;

придание абстрактным образам реальных форм.

Существует много подходов понимания креативности и творческого мышления, и, следовательно, есть множество способов обучения такому мышлению. Среди популярных подходов анализа креативности можно отметить: концепцию латерального мышлениятеорию решения изобретательских задач, синектику, метод 6 шляп и другие. Наиболее универсальной теорией является концепция латерального мышления Эдварда Де Боно (а также ее интерпретация Филиппом Котлером), которая направлена на понимание логики построения новых идей.

Что такое латеральное мышление

Без нестандартного мышления и новых концепций движение вперед невозможно.

Эдвард де Боно

Латеральный (лат. lateralis – боковой, от latus – бок) – означает «боковой» или «смещенный». Таким образом, латеральное мышление – это мышление, смещенное (перенаправленное) относительно традиционного мышления.

В своей концепции Эдвард де Боно пытался найти новое латеральное мышление, как отдельный вид мышления, отличающийся от вертикального логического и горизонтального фантазийного видов мышления. Творческий процесс создания инновации подразумевает отказ от обычного мышления при генерировании латерального разрыва. Новое мышление, которое планировал описать де Боно, должно было приводить к созданию чего-то нового из того, что уже известно. Другими словами, латеральное мышление должно из известной идеи (или нескольких идей) создавать абсолютно новую концепцию.

Процесс латерального мышления

Каким образом можно сместить или перенаправить мышление? Эдвардом де Боно было выделено множество способов описания процесса латерального мышления. Однако одной из самых интересных представляется методика, адаптированная маркетологом Филиппом Котлером и состоящая из 3-х этапов:

1. Выбор фокуса. Чтобы создать что-то новое нужно обязательно выбрать область творческой деятельности и направление поиска, другими словами, известную идею, от которой мы будем отталкиваться. Без такой отправной точки просто невозможно двигаться дальше, и, чем лучше вы сфокусируетесь на этой идее, тем проще будет создавать что-то новое.

2. Генерирование латерального разрыва. После выбора направления творческих усилий, мы должны осуществить разрыв в рамках установленного фокуса, что является главным этапом латерального мышления.

Из некоторой логичной идеи, сформулированной на первом этапе, важно сделать определенное смещение, нарушающее логику этой идеи. Другими словами, нам нужно модифицировать наш фокус и осуществить разрыв выбранного шаблона.

3. Установление связи. После того как на втором этапе мы разорвали шаблон и получили измененное (чаще всего, абсурдное) суждение, нам потребуется уже в новом суждении найти что-то логичное. Это может оказаться довольно трудной задачей, однако результат все окупит. Именно на этом этапе происходит настоящее творчество, и мы получаем что-то новое.

ТРИЗ – Теория развития изобретательских задач

ТРИЗтеория решения изобретательских задач, разработанная Генрихом Альтшуллером в 40-х – 50-х годах прошлого века. Несмотря на то, что теория разработана достаточно давно, она ни капли не устарела. Исследователи из разных стран мира много раз подтверждали, что ТРИЗ – работающий инструмент, с помощью которого можно решать самые серьезные задачи. Поскольку ТРИЗ имеет дело с созданием изобретений и раскрепощением творчества, ее место – среди других творческих методов, таких как мозговой штурм, латеральное мышление, синектика и другие. Причем место ведущее, так как ТРИЗ меняет технологию создания новых идей. Это четкая научная дисциплина: доказательная, основанная на данные и подтвержденные факты.

ТРИЗ – не только теория, полезная в инженерном деле или других сферах, куда она проникает. Это еще и метод мышления, парадигма, подход к решению проблем – проектирование нового дизайн-продукта, строительство дачного домика или укладка вещей в чемодане. И в этом плане ТРИЗ имеет универсальную полезность, так как дает инструмент познания окружающего мира.

ТРИЗ дает следующие преимущества:

  • Умение выявить суть задачи;
  • Умение правильно определить основные направления поиска, не упуская многие моменты, мимо которых обычно проходишь;
  • Знание, как систематизировать поиск информации по выбору задач и поиску направлений решений.
  • Научиться находить пути отхода от традиционных решений;
  • Умение мыслить логически, алогически и системно;
  • Значительно повысить эффективность творческого труда;
  • Сократить время на решение;
  • Смотреть на вещи и явления по-новому;
  • ТРИЗ дает толчок к изобретательской деятельности.

CRAFT

CRAFT (Creative Algorithm Framework & Tools) — креативная методология Василия Лебедева, которая помогает создавать новые формы отношений. Больше всего полезная там, где процесс придумывания представляет собой коммуникацию. Поможет при создании мероприятий, бренда, концепции, курсов и тд.

6 задач, которые решает методология craft

1 .Как создавать идеи, воспринимаемые людьми

2.Как превращать социальные формы в предметные, которые можно потрогать и покликать

3.Как формулировать идею, чтобы все приняли и поняли её правильно

4.Как сотворить идею, и какие существуют минимально необходимые условия её устойчивости

5.Как выбрать и оценить идею

6.Какой набор методик поможет в повседневной практике

Элементы креативности по гилфорду

Как некогда в полушутливой форме заметил сам Джой Пол Гилфорд, его модель структуры интеллекта предлагает примерно 120 «способов быть умным», по причине чего она представляет собой отличную базу для создания программ по диагностированию мышления и конкретизации факторов, которые нужно целенаправленно развивать. Во многих детских садах и школах США представленная модель применяется в качестве базовой при работе с детьми, причем по большей части с детьми одаренными.

Гилфорд называет ряд основополагающих принципов для огромного количества факторов интеллекта (его реальных проявлений), и, основываясь на этом, приводит их классификацию, выделяя три базовых способа объединения факторов интеллекта.

Этими тремя базовыми блоками являются:

  • Операции
  • Содержание
  • Результаты

Описываются они так.

Блок «Операции»

Основой классификации факторов интеллекта блока «Операции» является определение базовых видов процессов интеллектуального характера и выполняемых операций. Оно делает возможным объединение интеллектуальных способностей в пять больших групп:

  • Оценка (какие суждения выносятся относительно правильности предлагаемой ситуации).

  • Конвергентное мышление (является логическим и последовательным однонаправленным мышлением, проявляющимся в задачах, которые подразумевают только один верный ответ).

  • Дивергентное мышление (является альтернативным мышлением, отступающим от логики и проявляющимся в задачах, которые подразумевают наличие нескольких верных вариантов ответов).

  • Память (как запоминается и воспроизводится материал)

  • Познание (как воспринимается и понимается предъявляемый материал)

Блок «Содержание»

Блок классификации факторов интеллекта «Содержание», согласно концепции Гилфорда, относится к виду материала или имеющегося в нём содержания. Содержание, в свою очередь, можно представить следующим образом:

  • Образное

  • Символическое

  • Семантическое

  • Поведенческое

Третий блок «Результаты»

И уже, применяя к содержанию ту или иную операцию, можно выявить шесть результатов, представляющих собой конечный мыслительный продукт. Этими результатами являются:

  • Элементы

  • Классы

  • Отношения

  • Системы

  • Преобразования

  • Применения

Графически совокупность блоков «Операции», «Содержание» и «Результаты» можно представить так:

В 1968 году Джоем Полом Гилфордом были выделены четыре основных характеристики креативности.

  1. Продуктивность

Понятие «продуктивность» происходит от английского слова «productivity». Изначально оно применялось в сельскохозяйственной и животноводческой деятельности с целью выявления наиболее плодовитых и дающих потомство экземпляров. По мере развития промышленности данный термин стал применяться в производстве – в русском языке аналогичным данному слову стало понятие «производительность». В настоящее же время термин «продуктивность» используется для оценки творческого потенциала человека, являясь отражением его способности к производству объектов творчества.

Кроме того, представленное понятие применяется и в сфере личностного роста. Здесь его можно охарактеризовать следующим образом:

  1. Продуктивность является способностью человека к созданию определённого количества чего-либо или совершению определённого объёма действий за конкретный промежуток времени.

  2. Обычно продуктивность измеряется в численно-количественных терминах, однако нередки случаи, когда ей может придаваться эмоциональная оценка.

  3. Продуктивность является не рожденным свойством личности, а приобретаемым, а значит, её можно назвать навыком, который можно развивать и улучшать. Причём, если человек продуктивен, то это будет проявляться во всей его деятельности.

Высокая продуктивность – это основа высоких результатов, достигая которых человек получает удовлетворение и радость от того, чем он занимается.

2. Гибкость мышления

Гибкостью мышления называют способность человека находить новые решения и умение эффективно использовать имеющийся в наличии исходный материал, а также быстро изменять своё мышление и поведение, в зависимости от ситуации.

Гибкость мышления говорит о том, что человек может видеть любую конкретную ситуацию в процессе развития и прогнозировать её вероятный исход. Благодаря гибкости мышления человек имеет возможность максимально быстро находить выход из сложных положений и правильные решения трудных задач, а также устранять внутриличностные конфликты. Человек, обладающий таким качеством, умеет объективно мыслить и адекватно воспринимать происходящее вокруг.

Особой важностью гибкость мышления обладает для творческих людей, т.к. позволяет им постоянно черпать новые идеи. Если же говорить о научной деятельности и процессе обучения, то обсуждаемое нами качество делает их в разы эффективнее. То же касается и бизнеса: если человек не обладает способностью мыслить быстро и гибко, то и успех будет маловероятен. А вкупе с такими качествами как дипломатичность и сговорчивость гибкий ум позволяет избегать любого рода конфронтации, конфликтных ситуаций, а также разрешать споры и грамотно вести переговоры.

3. Оригинальность мышления

Оригинальность мышления представляет собой способность человека к выдвижению новых, необычных и неожиданных идей, которые существенно отличаются от уже известных, тривиальных, общепринятых.

Оригинальность мышления может проявляться в деятельности, общении, взаимодействии с другими людьми. Огромное количество специалистов считают оригинальность одной из основных особенностей творческих людей.

Важно сказать и о том, что оригинальность мышления позволяет не только генерировать новые идеи или создавать интересные проекты, но также и разрабатывать и развивать уже существующие. А это, в свою очередь, оказывает неоценимую помощь и поддержку человеку как в творчестве, так и в научной, образовательной, технической, предпринимательской и любой другой деятельности.

Но не следует забывать и о том, что оригинальность мышления довольно часто связана с критической оценкой новых идей окружающими. Часто можно наблюдать такие ситуации, когда оригинальные идеи «в штыки» воспринимаются другими людьми. Поэтому, человек, обладающий оригинальным мышлением, должен развивать и другие качества своей личности, такие как умение убеждать и аргументировать свою точку зрения, противостоять стрессам и давлению со стороны, неконфликтность, коммуникабельность и т.д.

4. Навык решения сложных проблем

Под умением решать сложные проблемы следует понимать особый навык, включающий в себя две составляющие – аналитическую и практическую. Аналитическая составляющая отвечает за анализ возникшей проблемы, её оценку, разработку возможных вариантов её решения. А практическая составляющая отвечает за, собственно, претворение решения в жизнь, переход от теории к практике.

Характер же решения любой проблемы всегда находится в зависимости от особенностей каждой отдельно взятой ситуации. Но наиболее важно изначально собрать информацию об актуальной проблеме, и лишь после этого, уже обладая фактическими знаниями, приступать непосредственно к решению. В отдельных же случаях, которых, к слову заметить, в настоящее время становится всё больше и больше, самое подходящее решение может быть найдено исключительно при творческом подходе.

Умение решать сложные проблемы обладает уникальным свойством – учитывая то, что это навык, его можно всячески развивать и культивировать. Причём, чем сложнее задачи человек ставит перед собой, тем большим потенциалом в плане решения проблем он начинает обладать.

Навык решения проблем, как и прочие, рассмотренные нами выше, очень важен для человека в его повседневной жизни, т.к. проблемы систематически возникают в абсолютно любой сфере жизнедеятельности: творчестве, науке, бизнесе, социальной, технической работе и т.д.

Мы позволим себе повториться, и напомним, что продуктивность, гибкость и оригинальность мышления, а также навык решения сложных проблем поддаются развитию. Соответственно, каждый человек, стремящийся к повышению своей личной продуктивности и эффективности и развитию своих личностных качеств, в том числе и творческого потенциала, может приложить усилия, чтобы вышеназванные качества развить.

Ниже мы предлагаем вашему вниманию ознакомиться с рядом рекомендаций и списком нескольких действенных игр, направленных на развитие каждого из рассмотренных нами качеств.

Метод «Ментальные карты»

Метод «Ментальные карты»

Ментальные карты (иногда их называют: диаграммы связей, интеллект-карта и т.д.) – это теория Тони Бьюзена, в которой делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека и ассоциативным мышлением. Он предложил написать ключевое понятие в центре листа, а все полезные ассоциации, написать на ветвях, идущих от главного слова, вокруг него. Далее каждая ассоциация обрастает своим кругом новых ассоциаций, что расширяет возможности создания новой идеи. Ассоциации можно также рисовать. Создание такой карты помогает придумывать новые ассоциативные связи, а образ карты гораздо лучше запоминается.

Для творческого мышления особенно удобен такой вариант: на левом краю листа рисуем отправную точку, проблему, которую нужно решить, а правом – идеальное решение этой проблемы. После этого рисуем цепочки действий, которые должны соединить две начальные точки. В итоге получается схема, благодаря которой вычисляется оптимальная линия поведения для достижения цели. Кроме того, на схеме также видны промежуточные задачи, на которые можно ориентироваться в творческом процессе.

метод Эдварда де Боно «Шесть шляп»

В этой теории знаменитый специалист по латеральному мышлению Эдвард де Боно показывает свой оригинальный подход, позволяющий усовершенствовать мыслительный процесс. Метод шести шляп мышления основывается на том, что мы можем мыслить 6-ю различными способами, а чтобы эти способы различать, были придуманы 6 головных уборов разных цветов, как ассоциация для лучшего усвоения материала. В белой шляпе человек ориентируется на цифры и факты, в черной – настроен скептически, в желтой – анализирует положительный опыт, в зеленой – создает новые идеи, в красной – проявляет эмоции, а в синей шляпе – подводит итоги.

Продолжая аналогию, де Боно развивает теорию шести думающих шляп таким образом, что эти шляпы можно надевать, менять, снимать и т.д. В итоге этот прием автора помогает сделать теорию простой для восприятия даже самыми юными читателями. Поэтому методика 6 шляп часто применяется на уроках и тренингах для развития интеллекта и креативности.

SCAMPER

«SCAMPER» – это:

S – Substitute (замещение)

C – Combine (комбинирование)

A – Adapt (адаптация)

M – Modify/Magnify (модификация, увеличение)

P – Put to Other Uses (предложение другого применения)

E – Eliminate (устранение или сведение действия до минимума)

R – Rearrange/Reverse (обращение, изменение порядка)

SCAMPER — методика креативности, предлагающая список изменений, которые можно осуществить в работе над определенным объектом. Разработал методику Боб Эберле в 1997 году, и по сути дела, эта методика является модификацией принципов описанных в латеральном мышлении, а именно нужно построить утверждение относительно объекта нашего фокуса, которое каким-то образом поменяет сам объект. Другими словами, мы должны подумать, как можно изменить объект или его отдельную характеристику. Техника заключается в том, чтобы последовательно ответить на вопросы о модификации поставленной задачи. Использование методики SCAMPER предполагает такие модификации:

  • Substitute – Заменить что-то, например, компоненты, материалы, людей
  • Combine – Комбинировать, например, с другими функциями, приборами
  • Adapt – Добавить что-то, например, новые элементы, функции
  • Modify – Модифицировать, например, изменить размер, форму, цвет или другой атрибут
  • Put – Применить для чего другого, в другой отрасли
  • Eliminate – Удалить части, упростить до главного
  • Reverse – Поменять местами, перевернуть, найти применение в чем противоположном

Техники для развития креативности

1. Меняйте точку зрения

Способность поставить вопрос иначе – отличный метод развития креативности, потому что с изменением формулировки открывается огромное количество новых решений. Этот навык приходит с опытом.

Тина Силиг, автор книги «Разрыв шаблона. Как находить и воплощать прорывные идеи», рассказывает про творческое упражнение от фотографа Форреста Глика. На своем семинаре у озера Фоллен-Лиф он демонстрирует, как можно по-разному увидеть один и тот же образ, снимая его с разных ракурсов.

Сначала участники фотографировали озеро широкоугольным объективом, потом делали снимки деревьев, которые растут на берегу, а в конце использовали зум, снимая цветы. Это простой способ поменять точку зрения, не сходя с места.

Еще один способ сменить точку зрения — посмотрите, как решают такие задачи в других странах. В одном из своих выступлений на TED Talks Дерек Сиверс рассказывает про необычное устройство японских городов, где у улиц нет названия.

Если перед вами стоит задача или вам предстоит пройти тест на креативность, попробуйте посмотреть на вопрос иначе и несколько раз переформулируйте его, чтобы увидеть новые варианты.

Например, для создания рекламного слогана для кофейни, станьте на один день ее клиентом. Закажите любимый напиток и сядьте за столик, чтобы увидеть кафе так, как видят его посетители.

2. Занимайтесь фрирайтингом

Наш разум хранит в себе больше жизненных ситуаций, сведений, знаний, историй, образов и идей, чем мы можем себе представить. С помощью фрирайтинга – простой письменной практики – вы можете добраться до этой информации и создать нечто неординарное.

Нужно взять лист бумаги, сверху написать задачу на креативность, которую вы хотите решить, и писать по таймеру 7, 10 или 15 минут. Важно писать без остановки.

Эта практика сочетает элементы одиночного мозгового штурма и медитации. Затем просмотрите свои записи и выберите интересные идеи, которые вы можете развить.

3. Банк идей

Чтобы стимулировать свою креативность, создайте банк идей. Майкл Микалко, автор книги «Рисовый штурм», предлагает собирать интересные объявления, вырезки, цитаты, статьи, идеи, вопросы, картинки, рисунки, необычные слова и другую информацию, которая может по ассоциации породить дополнительные идеи.

В качестве банка креативности можно использовать любую коробку, папку с файлами или жестяную банку из-под кофе. Когда вам понадобится творческое решение, просто встряхните контейнер и вслепую достаньте из него один фрагмент.

Ищите взаимосвязи и любопытные ассоциации. Если вы придумали несколько вариантов, приложение «Фильтры Манна» поможет быстро и просто оценить каждую из них.

4. Сходите на прогулку

Согласно исследованиям специалиста по вопросам поведения и обучения Марили Оппеццо, небольшая прогулка может стать именно тем, чтозаставит ваше творческое начало заработать с новыми силами. Причем, необязательно идти в парк, можно пройтись на беговой дорожке.

Если вам предстоит решить тест на креативность, принять участие в мозговом штурме на работе или решить творческую задачу, Марили советует пройтись перед этим. После прогулки ваша креативность будет на более высоком уровне.

5. Используйте технику развития креативности от Брайана Трейси

Брайан Трейси, мировой эксперт в области психологии успеха, в коротком видео рассказывает о технике Mindstorming, которая позволит повысить вашу креативность. Этот метод чем-то похож на фрирайтинг, но есть несколько отличий.

Нужно взять лист бумаги и сформулировать задачу в форме вопроса. Например, «Как увеличить продажи вдвое?», «Как сбросить 10 килограмм за 3 месяца?». Затем нужно записывать все решения, которые приходят в голову.

Первые ответы придут к вам с легкостью, следующие 5 дадутся с трудом, последующие 10 будут еще тяжелее. Важно найти не меньше 20 идей или решений. По словам Брайана Трейси, те идеи, которые вы находите в самом конце, по-настоящему прорывные.

6. Войдите в состояние «потока»

Автор книги «Поток», профессор психологии Михай Чиксентмихайи, в ходе исследования в области психологии брал интервью у спортсменов, музыкантов, художников и пришел к выводу, что существует определенное психическое состояние, в котором участники интервью были максимально креативными и продуктивными, испытывая при этом радость.

Многие описывали свой опыт как несущий поток, когда с головой погружаешься в то, что делаешь, забывая обо всем, в том числе о времени. Так появилась концепция «потока» – состояния предельной концентрации и полной вовлеченности в то, что делаешь.

В состоянии потока вы находитесь на пике своих способностей, в том числе креативных. Вы настолько вовлечены в деятельность, что забываете обо всем остальном. И это еще одно преимущество такого состояния – для страха неудачи тоже не остается места, поэтому можно найти по-настоящему свежее решение.

По словам автора, для достижения состояния потока важно, чтобы ваши способности соответствовали сложности стоящей перед вами задачи.

«Игра в теннис, например, приносит радость, только если оба её участника имеют сопоставимый уровень. Иначе менее опытный игрок будет нервничать, а более опытный – страдать от скуки.

Это правило верно для всех занятий: слишком простая музыка будет неинтересна слушателю, слишком сложная обескуражит его» – поясняем Михай Чиксентмихайи. Поток, как и креативность – это навыки, которые вы можете развивать с помощью постоянной практики.

  1. Не стремитесь к большому прорыву, лучше упорно учитесь

Творческий успех в глазах многих – это непременно какой-то прорыв, когда восхищенная публика падает к ногам новоявленного гения, который в одно прекрасное утро проснулся знаменитым. Но автор книги «Настоящие художники не голодают», Джефф Гойнс считает, что так не бывает.

Успех может прийти к каждому, но удача непостоянна. Мы радуемся особым моментам, но не должны ждать, когда они наступят как по взмаху волшебной палочки. Успех – результат труда и настойчивости, и не стоит ждать внезапного прихода славы, лучше продолжать учиться и оттачивать свое мастерство.

Чтобы развивать креативность мышления, каждый раз пробуйте новые техники и приемы. Сравнивайте результаты и выбирайте те инструменты, которые приносят лучший результат. Постоянно учитесь новому и тогда успех вам обеспечен.

7. Посмотрите на старую идею под новым углом

По мнению Адама Гранта, автора книги «Оригиналы. Как нонконформисты двигают мир», оригинальность мышления вовсе не записана в генах, как цвет волос или разрез глаз. Креативность можно развить при помощи определенных приемов.

При этом современные оригиналы не обязательно должны выдумать что-то абсолютно новое, им достаточно лишь посмотреть свежим взглядом на уже существующее. Грант называет это вюжаде (дежавю наоборот). Вюжаде – когда мы сталкиваемся с чем-то знакомым, но видим его в новой перспективе.

Грант советует: учитесь смотреть на вещи с позиции, чем можно их улучшить или изменить.

Посмотрите запись выступления Адама на TED Talks, где он рассказал о неожиданных привычках оригиналов, которые помогают им создавать великие проекты.

Использовать новые креативные идеи вы можете при составлении коммерческого предложения.

8. Разрушайте внутренние цепочки и создайте свою личность заново

По мнению Джея Самита, автора бестселлера «Disrupt You», для достижения успеха важно определиться, где вы работаете лучше всего – в офисной среде или в более независимой и творческой обстановке. С какими людьми вы работаете лучше всего? Что вы думаете о себе и своих возможностях? Как эти предположения могут быть разрушены?

Когда вы научитесь воспринимать воздействия окружающей среды как звенья цепочки, а не часть вашей личности, вы можете внести необходимые изменения, чтобы стать тем, кем хотите быть. Вы сможете стать более организованным, развивать креативность мышления или ораторские способности.

Очень важно и то, как мы смотрим на мир и реагируем на его вызовы, именно в этом залог нашего успеха, считает Самит. Он объясняет, что при правильной психологической настройке мы можем намного расширить свои возможности – как профессиональные, так и личные.

9. В качестве фундамента своих достижений используйте платформы, созданные другими

В своей книге «Smartcuts» журналист и предприниматель Шейн Сноу делится секретами прорывов и открытий в бизнесе, которые изменили мир.

Например, как лучше всего изучать математику и информатику? Можно стандартным образом – выполняя скучные задания. А можно использовать игровую платформу и достижения когнитивной психологии, чтобы сделать обучение интересным.

Полезные ссылки

Книги:

Статьи:

Видео:

(https://www.youtube.com/watch?v=8w8gqZP5zME&feature=youtu.be )